Skip to main content

Jean-Nicolas Marti: Международного Комитета Красного Креста настроен на расширение своей деятельности в Афганистане

На днях Москву посетила делегация Международного Комитета Красного Креста (МККК), в составе которой присутствовал глава афганской миссии этой организации Jean-Nicolas Marti. В российской столице господин Марти принял участие в целом ряде встреч, в том числе в диалоге с экспертами в рамках мероприятия Российского совета по международным делам, посвящённого анализу ситуации в ИРА. Воспользовавшись предоставленной возможностью, репортер из портала Афганистан.Ру, София Панова, решила задать главе МККК в Афганистане ряд вопросов о деятельности его организации в этой стране и обстановке в Афганистане как таковой.

  • София Панова: Господин Маrti, расскажите о деятельности МККК в Афганистане, чем она отличается для вас от работы в других горячих точках?

Jean-Nicolas Marti: Наша работа в Афганистане включает в себя посещение заключенных для мониторинга условий их содержания и обращения с ними, другую деятельность по предоставлению защиты, восстановление семейных связей, содействие населению, пострадавшему от конфликта. Мы также проводим обучение основам оказания первой медицинской помощи, занимаемся вопросами водоснабжения и гигиены, распространяем знания о международном гуманитарном праве (МГП) среди всех воюющих сторон. Мы тесно взаимодействуем с Афганским обществом Красного Полумесяца, оказываем ему определенную поддержку. Международный Комитет Красного Креста (МККК) работает в Афганистане вот уже почти 30 лет. Во всем мире мы действуем исходя из наших принципов нейтральности, независимости и беспристрастности. Это особенно важно для «горячих точек», где от нашего нейтрального подхода и от того, воспринимают ли нас в качестве организации, не принимающей ничью сторону, зависит, сможем ли мы добраться до труднодоступных районов, будет ли при этом обеспечена наша безопасность и насколько позитивно наши партнеры и получатели помощи, с которыми мы работаем, будут воспринимать нашу деятельность. В Афганистане этого добиться особенно трудно, поскольку во многих случаях нам приходится управлять нашей работой на местах дистанционно.

  • София Панова: Некоторые СМИ сообщают о сокращении деятельности МККК в Афганистане после 2014 г. Это так?

Jean-Nicolas Marti: Когда Вы говорите о событиях2014 г., то, как я понимаю, Вы имеете в виду вывод Международных сил содействия безопасности (МССБ) и подготовка операции «Решительная поддержка», которая осуществляется под эгидой НАТО с начала2015 г. в целях обучения, консультирования, оказания помощи и борьбы с терроризмом. Так вот, напротив, масштабы нашей деятельности расширились! Не в последнюю очередь в связи с тем, что в стране остается все меньше гуманитарных организаций, а потребности уязвимых слоев населения в помощи продолжают расти. Бюджет наших программ в Афганистане вырос почти на 20% по сравнению с2015 г. и сейчас составляет около 100 млн. долларов, так что Афганистан остается одной из самых крупных операций МККК. Мы будем развивать и корректировать нашу деятельность в зависимости от потребностей. Один из примеров наших планов на будущее - запланированный на июль приезд бригады хирургов МККК, которые отправятся в больницы, чтобы оказывать помощь местным врачам, в том числе и в плане обучения. Мы сейчас наблюдаем активизацию боевых действий в городах и, соответственно, будем сообразовывать с этим наши программы оказания помощи, например, обращая особое внимание на ремонт систем водоснабжения. Больше внимания также будет уделяться работе по восстановлению семейных связей из-за увеличения миграционного потока в Европу, где афганцы представляют собой вторую по численности группу мигрантов. Это мы делаем совместно с Афганским Красным Полумесяцем.

  • София Панова: В последние годы число потерь среди гражданского населения Афганистана постоянно растет. Работает ли МККК над тем, чтобы воспрепятствовать этому? Возможно, у вас есть конкретные предложения по данной проблеме?

Jean-Nicolas Marti: Вы правы, в докладе Миссии ООН по содействию Афганистану говорится, что в 2015 году был достигнут беспрецедентно высокий показатель числа жертв среди гражданских лиц по статистике, начинающейся с2009 г., когда Миссия начала собирать такие данные. Было отмечено, что такой рост связан с повышением интенсивности наземных боевых действий, атаками смертников и прочими факторами. По информации, которая попадает к нам, мы можем говорить о 50-процентном увеличении числа жертв среди гражданского населения по сравнению с2014 г.. Мы надеемся оказать хотя бы косвенное влияние на эти показатели, прилагая усилия для их снижения посредством обучения представителей вооруженных сил и оппозиционных групп нормам международного гуманитарного права. Эти нормы требуют щадить мирное население и гражданские объекты, в том числе медучреждения и медицинский персонал.

  • София Панова: Как МККК в Афганистане обеспечивает безопасность своих сотрудников и учреждений? Ведет ли она в этой связи переговоры с антиправительственными группировками?

Jean-Nicolas Marti: Как Вы, возможно, знаете, МККК не использует вооруженную охрану, отказывается от охраны своих зданий и территории, а также от вооруженного сопровождения при проведении своих гуманитарных операций на местах, чтобы не подвергать сомнению свою нейтральность. МККК ведет постоянный диалог со всеми воюющими сторонами и другими вооруженными структурами, объясняя им защитные функции эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца и напоминая всем сторонам об исключительно гуманитарном, беспристрастном и независимом характере деятельности МККК.

  • София Панова: Связана ли афганская миссия МККК с Россией и каким образом?

Jean-Nicolas Marti: МККК поддерживает связь с дипломатическими миссиями в Афганистане, включая посольство Российской Федерации, регулярно обсуждает с ними гуманитарную обстановку в стране и рассказывает о том, какую помощь оказывает МККК в ответ на возникающие потребности. Подобные контакты также являются одним из аспектов работы МККК с имеющимися и потенциальными донорами.